4 октября
19:00
Pan Sonic Day
Демонстрация аудио и видео работ культовой финской экспериментальной группы
PAN SONIC aka Panasonic
Программа:
- просмотр экспериментального документального фильма Kuvaputki/Cathode Ray Tube/SET [2008]
музыка - Pan Sonic
режиссер - Edward Quist
https://vimeo.com/12950197
- тематический DJ set от Пjotр Татамови4 (треки из каталога Pan Sonic, Mika Vainio и лейбла Sähkö Recordings)
Место проведения арт-клуб "ЧИЛЛАУТ ДОНБАСС"
АДРЕС: Луганск, ул. Ленина 48
Вход: 0 UAH
.Проект Panasonic образовался в 1993 году в финском городе Турку, в качестве платформы для свободных ритмо-шумовых импровизаций. На тот момент в состав участников входили: Мика Вайнио (Mika Vainio), Ильпо Вяйсянен (Ilpo Vãisãnen) и Сами Сало (Sami Salo).
.Спустя некоторое время свободные эксперименты со звуком приобрели форму крайне минималистичных техно-опусов, в которых финны методично разворачивали различные пространственно-временные психо-акустические феномены. Первый релиз Panasonic EP был выпущен лейблом Sähkö Recordings в 1994 году.
.Однако, добиться неповторимого уникального звучания Panasonic удалось благодаря не только выверенной композиционной аскезе. Радиотехнический гений Яри Лихтинен (Jari Lehtinen) – по сути, четвёртый участник коллектива - изобрел несколько оригиных инструментов, звук, которых предопределил основную звуковую палитру работ проекта. Познакомится с этими замечательными аппаратами можно пересмотрев передачу Modern Minimalists, где Bjork беседует с Мика Вайнио в его студии в Барселоне (начиная с 03:40).
.В середине 90-х необычное звучание Panasonic привлекло внимание одного из значительных европейских лейблов экспериментальной музыки – Mute Records. Два первых альбома проекта (Vakio – 1995, Kulma - 1997), которые вышли на структурном подразделении Mute – Blast First, наполнены доведённой до совершенства шумовой тактовой пульсацией, частотно-фазовыми лабораторными этюдами, арктическими звуковыми пейзажами. В своих «классических» релизах Panasonic запечатлели свою неподдельную минималистичную эстетику.
.К концу 90-х состав коллектива сократился до дуэта Вайнио/Вяйсянен – Сами Сало после службы в армии решил посвятить себя графическому дизайну. Сократилось и название группы – вездесущая корпорация с одноименным названием была весьма озабочена несанкционированным использованием своего бренда уже достаточно известным проектом. Музыканты решили изъять из названия вторую букву A, которой они и промаркировали свой третий альбом 1999 года, уже под маркой Pan Sonic.
.А, и последовавший в 2001 релиз Aaltopiiri, засвидетельствовали также и изменения в звучании дуэта. Саунд Pan Sonic стал ещё более отстранённым, дисперсным и редуцированным. Вместо прежнего ледокольного напора техно-машинерии - обрывки шипения коротковолнового радио, отдалённые гулы и ритмы корабельных моторов, высокочастотная эмиссия катодных трубок, щелчки и шорохи, реверберирующие в пустых коридорах.
.Вся студийная музыка Pan Sonic создавалась без малейшего использования компьютерных технологий. На концертах дуэт всегда импровизировал, делая каждое событие уникальным. Интуитивный процесс манипулирования аналоговыми аппаратами в ходе живых выступлений также подкреплялся "фирменным" видеорядом - осцилографической визуализацией.
.2004 год ознаменовался очередным поворотом в творчестве группы. Мика и Ильпо выпустили 4-томный опус Kesto (234.48:4), который представляет своего рода всеобъемлющую энциклопедию обновлённого саунда Pan Sonic образца 2000-х. Название альбома с финского может быть переведено и как "продолжительность", и как "прочность", что может указывать как на общий тайминг релиза, так и на поворот в сторону более массивного звучания.
.Первый диск наполнен абразивным брейк-битом, второй – представляет более сдержанную минималистичную ипостась Pan Sonic. Третий диск содержит абстрактные электроакустические пьесы с элементами Musique concrète. На заключительном диске всего лишь одна композиция Säteily / Radiation – часовой изоляционистский звуковой ландшафт. 4-мерное погружение во вселенную Pan Sonic.
.Мика Вайнио известен многим ценителям экспериментов со звуком не только как "половина Pan Sonic", а также как концептуальный саунд - и медиа-артист. В 2009 году на лейбле Raster-Noton была выпущена компиляция Time Examined, которая вместила в себя аудио-документацию многих инсталляционных и перформативных работ финского мастера в период 1997-2009 гг. Под собственным именем Вайнио выпустил 17 сольных и коллаборативных релизов, которые включают в себя свободные нойзовые импровизации, акусматические исследования физической природы звука и экспериментальный эмбиент. Недавно на лейбле Touch вышел его очередной альбом Fe3O4 – Magnetite.
.Иное проявление таланта Мика Вайнио «танцпольный» проект Ø. Под этой маркой, начиная с первой половины 90-х Вайнио, выдаёт порции авангардного минималистичного техно. Первые релизы Ø на финском лейбле Sähkö recordings произвели сенсацию в техно-комьюнити; о влиянии работ Вайнио на своё творчество признавался, в частности, известный "аренный" продюсер Richie Hawtin aka Plastikman.
.Нельзя обойти стороной и интереснейший альбом Tetra, записанный Вайнио под псевдонимом Philus в 1998 году. Источниками всех звуков было медицинское оборудование, что обеспечивает соответствующий терапевтический эффект от прослушивания композиций.
.Альбомы конца 2000-х - Katodivaihe (2007) и Gravitoni (2010) - построены из двух составляющих. Это, с одной стороны, всё та же агрессивная металлизированная ритмика, достигшая на этих альбома апогея, и композиции пост-индустриального электроакустического абстракционизма - «герцологические» пассажи.
.Последний трек альбома Gravitoni назван Pan Finale, что помимо прочего символизирует конец эпохи Pan Sonic. В декабре 2009 года Мика и Ильпо прияли решение о прекращении совместной деятельности в рамках проекта, продемонстрировав, тем самым, один из самых лучших образцов благоразумия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий