11 окт. 2012 г.

Electro/Funk Day




11 октября
19:00

Electro/Funk Day

в рамках медиа-археологического практикума "ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ"


"Космология электро/фанка"



В программе:
- показ видеоконцерта легендарной фанк-группы Parliament/Funkadelic"George Clinton: The Mothership Connection" [1976]
http://www.imdb.com/video/imdb/vi1653998361/

- интенсивная тематическая аудио-терапия от резидентов арт-клуба "Донбасс"
.Пjotр Таtаmови4 - mash-up set (Space-Jazz, P-Funk, Electro-Boogie, Technopop)

Место проведения арт-клуб "ЧИЛЛАУТ ДОНБАСС"
АДРЕС: Луганск, ул. Ленина 48

Вход: 0 UAH

.Вначале был фанк

.Афроамериканское сленговое слово «funk», «funky» применялось относительно запаха тела в момент его наибольшего напряжения, связанного с танцевальной активностью и сопоставимого с сексуальным возбуждением. В среде джазменов, неприличным по этимологии, словом «фанк» обозначался не столь отдельный стиль, сколько специфический характер исполнения композиций в соул-джаз ключе, предполагавший неторопливое, но в то же время витиеватое, ведомое изломанным битом, обыгрывание базового ритмического рифа. 

.В инструментальном отношении музыка «фанк», это завёрнутая в сложное оригами барабанная сбивка, поперёк которой проложена ломанная басовая синкопа. Связывает эту ритмическую диалектику приглушённый, редуцированный гитарный рифф, короткие «выстрелы» духовой секции, подчёркивающие ударные акценты и ветвистая перкуссионная партия. Фанковые музыканты достигли совершенства в виртуозном многократном обыгрывании одного и того же аккорда, которое в совокупности с соул-вокалом, достигало качества медитативного камлания.




Видеозапись концерта Джеймса Брауна в Париже, 1971 г.
Инфекция фанка проникает в Европу


Мастер-класс "Funky Drummer" Clyde Stubblefield - знаменитого барабанщика группы Джеймса Брауна
Демонстрация основных фанковых барабанных техник

.Золотая эра фанка – начало 70-х. Благодаря творчеству пионера фанка Джеймcа Брауна и таких популярных групп как Charles Wright, Tower of Power, The Isley Brothers в США возникла значительная фанкстерская индустрия, потеснившая традиционную джаз и ритм-н-блюзовую сцены. Будучи предельно лаконичной в плане композиционной выразительности, эта музыка идеально подходила в качестве саундтрека к «танцпол-ориентированному» стилю жизни пост-вудстоковского поколения чёрных и белых американцев.


Танцевальная культура начала 1970-х - классические эскапистские практики.



Трейлер к фильму Superfly - 1972 г.
Музыка - Curtis Mayfield


.Электронизация фанка. 

.Классический инструментарий фанка позаимствован из блюзовой (гитары, барабаны) и соул-джазовой традиций (духовая секция). Единственными машинами применяемыми в конце 60-х\начале 70-х были электромеханические инструменты: электроорган Hammond, электро-пианино Rhodes, электро-клавикорд Clavinet Hohner. Повторяя тембры классических инструментов, звучание этих милых «ручных» инструментов, так же как и классическая механика Ньютона, было достаточно понятным и доступным. 

.Однако уже с начала 70-х саунд некоторых фанковых групп стал преображаться, не только как реакция на коммерциализацию стиля, а, в ни меньшей степени, благодаря активному применению передовых, на то время, радиотехнических музыкальных технологий. Одно из первых проникновений автоматизма в фанк можно услышать на альбоме There's a Riot Goin' On (1971) известной команды Sly and the Family Stone. Альбом в целом характеризует непривычная для «горячего» фанка сдержанная атмосфера с минорным оттенком. В некоторых же композициях отчётливо слышны ритмические шумы и трески драм-машины Maestro Rhythm King MRK-2. Этот момент можно считать в определённой степени поворотным – фанк начинает электронизироваться.



Чудесный "фанковый ящик" - аналоговая драм-машина Maestro Rhythm King MRK-2


Sly & The Family Stone Africa talks to you the asphalt jungle [1971]


.Фанк одевает скафандр. 

.Ещё дальше Sly and the Family Stone в экспериментах с фанковым звучанием залетел знаменитый джазовый новатор Хэрби Хэнкок. В начале 70-х, Хэнкок решил кардинально порвать с джазовыми конвенциями - приняв второе имя Mwandishi (“композитор” – на суахили) он собирает секстет и пускается в небывалые для традиционного джаза импровизационные джемы. Поверх дико изломанного фанкового грува проносились фри-джазовые соло духовых и замысловатые пассажи на электро-пианино. Однако, неповторимым звук Rhodes Piano Хэнкока сделало мастерское применение эффектов, которыми он обрабатывал звук до неузнаваемости. 

.Но Хэнкок не остановился на этом. К секстету, по сути, был добавлен ещё один участник – доктор Патрик Глисон (Patrick Gleeson), который был ответственный за настройку и функционирование авангардных для того времени синтезаторов Moog и ARP. Наиболее сильнодействующей эффект эти технологии оказали при записи альбома Sextant (записан в 1972 г., выпущен – 1973 г.). Все три композиции альбома представляют настоящий научно-фантастический джаз-фанк – идеальная музыка для активного выхода в открытый космос.

Демо синтезатора ARP Pro Soloist, который использовался при записи альбома Sextant

Herbie Hancock - Sextant [1973] 


.Космология фанка. 

.Настоящим космическим апостолом фанка в 70-х гг. стал Джордж Клинтон. Он был лидером сразу двух проектов – Funckadelic и Parliament. Несмотря на разные названия в обоих коллективах играли одни и те же музыканты, но если Funckadelic представляли собой скорее психоделическую гитарную фанк-роковую джем группу, то в рамках, в основном, Parliament Клинтон продвигал оригинальную сверхгрувоносную разновидность жанра – P-Funk. Тем ни менее, в гастрольных турах Parliamrn/Funckadelic выступали единой концертной единицей.


.Классический саунд Parliament представлен на альбомах периода 1975-1979 гг. Его основные ингредиенты: неторопливый темп, отсутствие акцента на партиях духовых, сквозное использование синтезаторов, выверенный басовый грув, хоровые вокальные рефрены, хлопки в ладоши. Также на концертах всё это дополнялось изысканными нарядами участников, поразительными космо-психоделическими декорациями и фриковским мейк-апом.

Funkadelic live in New York City - яркий образец "фанкаделики"

P-Funk !

.Cамой главной составляющей P-Funk вселенной была оригинальная астро-мессианская идеология и космология, которая изложена в «евангелических» концептуальных альбомах второй половины 70-х. Не углубляясь в суть этой широкой проблематики, упомянем лишь несколько основных героев этого фанк-эпоса: 

-Starchild – божественный космический посланник призванный принести фанк благодать на Землю, которая заключалась в достижении максимального единения с универсумом через танцевальные практики 
-Dr. Funkenstein – интергалактический фанк-мастер 
-Sir Nose D’Voidoffunk – главный антагонист Starchild, основная цель которого с помощью Placebo Syndrome распространять болезнь «не-фанковости» 
-Bop Gun – основное орудие Starchild, бластер «фанкителехии» 

 .Атмосфера P-Funk оказала огромное влияние на музыку 80-90-х. Многие исполнители - от пионеров Electro-Boogie и Red Hot Chilli Peppers до Jamiroquai и бит-мейкеров 90-х - вдохновлялись фанковой благодатью Джоджа Клинтона.

Parliament/Funckadelic - 1978


.Цифровой грув.

.В начале 80-х фанковый саунд претерпел самую значительную трансформацию за всю свою историю. Это, в значительной степени, произошло в результате массового проникновения на музыкальный рынок цифровых инструментов японских производителей. Корпорации Yamaha и Roland, используя относительно дешёвые технологи звукового синтеза, вытеснили старые бренды. Вслед за этим цифровые «азиаты» вытеснили из состава многих фанковых групп также духовую секцию, живых ударников и даже гитары… 

.Преображённый оцифрованный буги-фанк представлял собой оголённую («stripped-down funk») синтетическую ритмическую основу, с сильным акцентом на сильной доле, часто подчёркнутой хлопками драм-машин и роботизированной лирикой клубно-танцпольного толка. Никакого намёка на какую-либо протестную идеологию, тем более космологию, не осталось – фанк стал специфицированным утилитарным инструментом для приведения тел в движение.

Yamaha DX7 один из главных синтезаторов электро революции

The Bar-Kays - Freakshow On The Dance Floor [1984]Клубный фанк



.Планета электро. 


.Последней ипостасью фанка, в которой он спрятался от мейнстримного успеха и заморозился до настоящего момента, стало электро. Становление этого стиля происходило под большим влиянием буги-фанка, пост-диско, раннего хип-хопа, а также, более всего, под воздействием европейского и японского синти-попа.


.Первопроходцем электро стал ди-джей из Бронкса Afrika Bambaataa. Будучи резидентом знаменитого клуба Roxy NYC, где свободно тусовалась чёрная и белая молодежь Нью-Йорка, он был свидетелем уникального симбиотического слияния хип-хоп и пост-панк культур. Этот процесс был запечатлён в 1982-м в первой электро композиции Planet Rock. Секрет успеха этого клубного гимна 80х был прост – Bambaataa взял синтезаторный пассаж из композиции Trans Europe Express и наложил на него ломанный буги-фанковый бит. Так появилось электро.


.Для электро характерно использование сэмплерных технологий, синтезаторов и усиленная обработка с помощью различных эффектов задержки звука. Однако всем правил безудержный электронный бит, специфическая палитра которого, в основном, получалась путём манипулирования драм-машиной Roland TR-808 – культового девайса эпохи. Этот пёстрый коктейль сопровождал вокодерный вокал и\или рэп начитка интрегалактической, видео-геймерской и брейк-дансовой тематики.


                     Roland TR-808 - главное оружие электро революции

Afrika Bambaataa & Soul Sonic Force - Planet Rock [1982]
Гимн электро











Комментариев нет:

Отправить комментарий